Лучшее — враг хорошего: полутреугольник

Цель и надежда скрывают возможности. 

В йоге нет целей как в спорте: выжать 120 кг лежа, пробежать стометровку за 10 секунд, первым приплыть к финишу. Йога, наоборот, учит нас отрешенности от результатов нашей деятельности и непривязанности к конечному результату.

Спортсмен, получивший олимпийскую медаль — счастлив безмерно. Он получает наслаждение, что вознагражден материально и эмоционально за те усилия, которые приложил для того, чтобы СТАТЬ ПЕРВЫМ. Он горд собой. Но значит ли это, что до награды спортсмен не гордился собой? Нет, я не против большого спорта — спорт показывает нам возможности человеческого тела и мотивирует к активности, но мне кажется, многие спортсмены более несчастны, чем обычные теле-лежебоки. Еще более несчастен человек, стремящийся во власти найти способ не быть бессильным или униженным, когда больше не надо проявлять силу и стыдиться своего положения и зависимости от других.

Йога превращается в йогу, когда мы отказываемся от привычного шаблона «Сделай что-либо большее, чем ты сам, чтобы стать кем-то или получить нечто». И само осознание, что я не «кто-то» или «не имею чего-то» причиняет нам страдания и выстраивает нашу жизнь вокруг необходимости получить это «что-то». Не потому ли Генри Форд, стал мировым промышленником, что родился в семье эмигрантов, которые уж точно не были «своими» среди чужих? Не потому ли маркиз Де Сад вошел в историю, что воспитывался с принцем Бурбонским и был вынужден терпеть несправедливость и жестокость принца, на которые не мог ответить в силу своего положения?

В йоге мы практикуем вайрагью — отречение от страданий и наслаждений материального мира. В йога сутрах говориться, что вайрагья — это способ управлять умом. Дословно «вайрагья» переводится как высушивание страстей, желаний и интересов, которые, собственно, и продиктованы нашим умом.

Иногда, выполняя позу, мы остаемся только в усилии: скручиваемся, прогибаемся до той точки, где можно отметиться «Выполнил» и прекратить эти страдания. Мы забываем, что поза должна быть «стхирам» и «сукхам» — устойчивой и легкой. И лишь иногда наступают моменты, когда мы переступаем свое самомнение, когда ум  перестает говорить нам «Еще»! и наступает момент медитативного пребывания в позе.

Практика йоги порой становится похожей на усилия Сизифа, который поднимает тяжелую глыбу на верхушку горы. У А.Камю есть своя интересная трактовке мифа о Сизифе, которая хорошо раскрывает суть вайрагьи.

Вспомните миф о Сизифе: боги наказали Сизифа, полагая, что нет кары ужасней, чем нескончаемая работа без пользы и без надежд впереди.

Представьте себе Сизифа во время подъема: предельное напряжение мышц, необходимое, чтобы сдвинуть огромный камень, покатить его вверх и карабкаться вслед за ним по склону, стократ повторяя сызнова; можно представить себе застывшее в судороге лицо, щеку, прилипшую к камню, плечо, которым подперта глыба, перехватывающие ладони, особую человеческую уверенность двух рук, испачканных землей. В самом конце долгих усилий, цель достигнута. И тогда Сизиф видит, как камень за несколько мгновений пролетает расстояние до самого низа, откуда надо снова поднимать его к вершине. Сизиф спускается в долину.

Как раз во время спуска, этой краткой передышки, Сизиф меня и занимает.Ведь застывшее от натуги лицо рядом с камнем само уже камень! Я вижу, как этот человек спускается шагом тяжелым, но ровным навстречу мукам, которым не будет конца. Час, когда можно вздохнуть облегченно и который возобновляется столь же неминуемо, как и само страдание, есть час просветления ума. В каждое мгновение после того, как Сизиф покинул вершину и постепенно спускается, он возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы.

Я покидаю Сизифа у подножия горы. От собственной ноши не отделаешься. Но Сизиф учит высшей верности, которая отрицает богов и поднимает обломки скал. Сизиф признает , что все — хорошо. Отныне эта вселенная, где нет хозяина, не кажется ему ни бесплодной, ни никчемной. Каждая песчинка камня, каждый отблеск руды в скале сами по себе создают целые миры. Одного восхождения к вершине достаточно, чтобы наполнить до краев сердце человека».

Поза полутреугольника: когда половины более чем достаточно.

Часто я даю позу полутреугольнка в ее динамическом варианте. Она помогает одновременно разработать и подколенные сухожилия, и паховые связки и связки тазобедренного сустава, и мышцы ног. «Разрабатывать» мышцы и связки нужно для предотвращения травм и микроразрывов, которые могут «поболеть и пройти», но оставляют после себя микрошрамы из соединительной ткани, которая отличается от родной ткани своими функциями.

Что касается паховых связок, то в обычной жизни их повреждение  встречается редко. Однако, в йоге существует много асан на развитие подвижности тазобедренных суставов, выполнять которые необходимо только после предварительной подготовки суставно-мышечного аппарата.

Помните, что любое повреждение связочного аппарата ног может привести к утрате подвижности на длительное время. Хотя, возможно, кому-то  необходима буквальная утрата подвижности, чтобы наконец, остановиться и подумать над происходящим в жизни. В любом случае, не жалейте времени, на подготовительные асаны перед более сложными или увеличивайте количество циклов Сурья намаскар, если планируете осваивать более сложные асаны или чувствуете, что тело более «жесткое» чем обычно.

При беременности и мягкой практике.

Поза полутреугольника не противопоказана при беременности. Более того, она позволяет увеличить кровообращение в ногах и убрать застойные явления, которые могут наблюдаться на поздних сроках беременности, когда большой вес и давление матки на органы таза может стать причиной плохого кровообращения в ногах и даже варикозного расширения вен.

Единственное отличие при выполнении асаны при беременности — постановка рук изнутри, а не по бокам от ноги (так вы оставляете больше места для живота).

Техника выполнения:

  • Из наклона вниз из положения стоя (уттанасана), шагните левой ногой назад и поставьте левое колено на пол, подвернув пальцы левой ноги;
  • правую ногу (если испытываете неудобство) отведите еще чуть-чуть правее, чтобы оставить место для живота и не сдавливать его, поставьте ладони с внутренней стороны правой ноги. Старайтесь не заваливать вес тела в сторону (не отводите левое бедро в сторону): так вы перераспределяете нагрузку с подколенных сухожилий на тазобедренный сустав;
  • перенесите вес тела сперва назад (как на фото), поднимая пальцы правой ноги вверх (почувствуйте как растягивается задняя поверхность бедра и подколенные сухожилия). Затем перенесите вес тела вперед на правую стопу, согнув правую ногу в колене и, опираясь на руки, «отдайте» вес тела полу, чувствуя, как под вашим весом растягиваются паховые связки. Ваше правое колено при этом не должно выходить за линию пальцев ног, а угол между бедрами должен быть тупым.

Вайрагья о том, что «лучшее — враг хорошего».

С приходом беременности мне стало стыдно проводить занятия для обычных групп. Мне казалось, что я даю группе недостаточную нагрузку, что не могу показать им все в полном объеме, что мой жалкий воин учит их  создавать видимость воина, а не быть воином. На их сочувственную поддержку «ну вам же тяжело», я начинала оправдываться, что скоро я уйду в декрет, а к ним придет НОРМАЛЬНЫЙ инструктор… Как будто моя лучшая ПРАВИЛЬНАЯ поза дает мне право быть нормальной и лучшей. Я даже рада, что ко мне пришло это осознание, что способность сделать что-то лучше — это всего лишь мои страхи, неспособность принимать себя самостоятельно, без надежды на хорошую оценку других и ожиданий, что некий материальный результат сделает меня лучше. Человек  бывает всегда добычей исповедуемых им истин.

Сейчас, пока я все еще веду классы, я очень горжусь, что Елена из группы делает аффигенного воина I и опускает руки в уткатасане, когда признается себе, что продолжить может в более легком варианте: она не сдается, не выходит из позы, но правдива с собой и не привязана к результату. Это и есть йога.

«Я признаю, что все — хорошо… И эти слова изгоняют из здешнего мира того бога, который сюда проник вместе с неудовлетворенностью и вкусом к бесполезному страданию. Они обращают судьбу в дело сугубо человеческое, которое людям и надлежит улаживать самим» (А.Камю)