Будь мудрее в скрутках: Маричиасана С и Матсьендрасана.

Эту позу можно также встретить как облегченный вариант при подготовке к Ардха-Матсьендрасане, но поза эта отнюдь не легка. Это скрутка с рычагом, где зафиксированный таз требует большой подвижности в грудном и поясничном отделах.

На моих группах, почти у большинства — малоподвижный грудной отдел, клиенты не только не двигают в достаточном объеме своей грудной клеткой, но, даже плохо осознают свои ребра.

Спиральная линия от противоположных тазобедренного и плечевого сустава проходит через живот, что также требует его включения и поддержки во время скручивания. Если живот в этой позе напрягается, то каждый вдох будет натуживать ваше тазовое дно или сильно напрягать плечи и верхнюю часть спины, где и так напряжения порой слишком много.

Во время самого вхождения в позу (поворачивания), я люблю класть руку на брюшную стенку и вращать тело рукой, как будто чуть приподнимая живот. При хорошей ротации грудного отдела живот, грудная клетка и плечи будут в одной плоскости.

Свами Шивананда также рекомендует выдерживать в одной плоскости седалищные кости и плечевые суставы:

При скручивании позвоночника таз должен быть вертикален, для чего необходимо откорректировать его положение еще на подготовительной стадии , седалищные кости и плечевые суставы должны располагаться в строго горизонтальных и параллельных друг другу плоскостях, перекосы недопустимы.

«Новый взгляд на традиционную йога терапию» Свами Шивананда.

Также у Свами Шивананды можно найти рекомендацию удерживать во время выполнения ардха- и пурна- матсьендрасаны вайю-набхи-мудру, т.е. касаться кончиком языка верхнего неба непосредственно над верхней десной (за верхними передними зубами).

В хатха йога прадипике как всегда все предельно лаконично:

Помести правую стопу у основания левого бедра, а левую стопу за правым коленом. Возьмись за левую стопу правой рукой, заведи левую руку за талию и оставайся в позе с повернутым корпусом. Эта асана описана Шри Матсьендранатхом .

Практика этой асаны увеличивает пищеварительный огонь до такой силы, что он становится средством удаления болезней, пробуждения кундалини и установления равновесия в бинду.

(Х.Й.П.1,26-1,27)

Читая про эту асану, я также встретила вот что: «Тот кто регулярно практикует эту асану, будет одарен пробуждением кундалини и устойчивой чандранади». Про кундалини все понятно, это мы еще в комментариях Свами Муктибодхананды к Х.Й.П. узнали: мол живот сжали, манипуру активизировали, пищеварительный огонь пробудили… да в Х.Й.П. там вообще почти все пробуждает кундалини. Но при чем тут чандранади?

Если поразмышлять за что отвечает чандранади, то надо вспомнить миф про бога луны — Чандру. Бога луны — Чандру, проклял его зять. Зять был жрецом, в ритуалах и проклятьях видно знал толк, и потому бог луна стал чахнуть и болеть от его проклятья. А т.к. бог Луны это то божество, которое питает все живое на планете, то вместе с ним все растения стали тоже увядать. Близился апокалипсис и боги пришли к высшему божеству с просьбой остановить грядущий коллапс. К сожалению, устранить такое сильное проклятье невозможно, а возможно его только смягчить, то, с тех пор луна пол месяца чахнет (убывает), а пол месяца растет и наполняется.

Чандранади (левый канал) — это канал питающий и расслабляющий. Это как парасимпатическая нервная система, запускающая процессы засыпания, переваривания, успокоения после симпатических бурь в течение дня. Говоря йогическим языком, выполняя Ардха матсьендрасану или Маричиасану С, мы воздействуем на область пупка, где располагается самана вайю — некий ветер, ответственный за усвоение питательных веществ и праны из воздуха и пищи. Интересно и то, что манипура это точка разделения человеческих побуждений на низшие — животные и высшие, связанные с нежностью, призванием, состраданием и любовью к миру, партнеру, человечеству. Дословно «манипура» переводится с тибетского как «драгоценность», а «пура» — как чистый или «храм (дворец)».

Я думаю, именно поэтому, скрутки «ломают» многих практикующих, которые не проработав ямами и ниямами свой характер и душу, пытаются вскрыть через телесные практики то, что начинается еще в намерениях и в их «мирской» жизни.