Об аштанга виньяса йоге

Об аштанга виньяса йоге.

Открывающая практику мантра

Om
Vande Gurunam charanaravinde
Sandarshita svatmasukavabodhe
Nishreyase jangalikayamane
Samsara halahala mohashantyai

Abahu purushakaram
Shankhacakrsi dharinam
Sahasra sirasam svetam
Pranamami patanjalim
Om

Открывающая мантра начинается со слов: «Поклоняюсь лотосным стопам учителей, открывших мне благую природу моей души…» В Индии очень почитают гуру. Считается, что у человека на протяжении жизни три гуру: мать, отец и духовный учитель. Само слово «гуру» означает «избавляющий от темноты» (Gu — темнота, неведение, Ru — изгоняющий, избавляющий). Незнание, согласно Ведам, является грехом, потому как одни люди продолжают, а другие даже предпочитают жить в неведении и иллюзиях созданных умом, который порой признает за учителя материальные блага, собственный эгоизм и страхи.

Основателем направления аштанга виньяса йоги (АВЙ) является Гуруджи Шри К.Паттабхи Джойс. Нельзя сказать, что Ш.Паттабхи Джойс придумал новое (авторское, как сейчас модно называть) направление: он систематизировал те многолетние знания, которые получил от своего учителя Кришнамачарьи и позволил миллионам людей вне зависимости от их возможностей и пола избавляться от «темноты неведения».

Ныне, внук Шри Паттабхи Джойса — Шарат Джойс является хранителем традиции аштанга виньяса йоги. Традиции — потому что само направление очень традиционно и не отступает от предписанных правил.  Авторизацию на право преподавания данного направления можно получить только из рук самого Шарата. Это значит, что ни одна образовательная коммерческая организация не может продать вам «курсы по аштанга йоге», после которых вы получите «сертификат качества» и станете преподавателем.

Приехать в Майсор и черпать знания по аштанга виньяса йоге из первоисточника — удивительная возможность, доступная каждому практикующему. Однако, если вы целенаправленно едете за тем, чтобы получить авторизацию, то вряд ли вы ее получите. Хотя бы потому, что это противоречит принципу самой йоги: преданность практике имеет большую ценность, чем желание получить оценку в виде авторизации.

Удивительным образом йога дает свои плоды там, где, образно говоря, почву возделывают  не ради однократного урожая кукурузы, а ради плодородия самой почвы.

Многие критики метода говорят, что АВЙ больше похожа на продвинутую гимнастику. Мол, очень мало людей могут не сбиться с дыхания даже при выполнении Сурья Намаскар А, не говоря уже о том, чтобы владеть своим телом так, чтобы поднять свое тело на руках как гимнасты в пробросах и оставаться расслабленным в позе спящей черепахи.  Это крайне поверхностный взгляд. В системе АВЙ каждая предыдущая асана готовит тело к следующей.

«Йога»:

  • Единство
  • Контроль
  • Совершенство в действиях

Если вдуматься в перевод слова «йога», то становиться ясно, что это слово имеет одновременно несколько значений: «единство, контроль, совершенство в действиях». Да, в АВЙ нет того количества эзотерики, которую можно встретить в ряде школ с непонятными санскритскими названиями. При этом АВЙ позволяет познавать 8 ступеней йоги, описанные Патанджали, не зацикливаясь лишь на одной из них, и не ожидая, что высшее знание ниспуститься на исключительный разум или приведет к мгновенному просветлению. Родившись в этом мире, в этом теле, в этой культуре и в этом языке, мы УЖЕ приобрели ограничения, которые невозможно уничтожить разовым просветлением ума.

Часто в некоторых школах йоги, человек испытывает эффект от определенных техник дыхания или неких «духовных» практик за счет того, что попадает в состояние, которое психологи называют «измененное состояние сознания». Такие состояния могут возникать при ряде психических расстройств, наркотических и алкогольных интоксикациях и даже перед эпилептическими припадками. Система йоги была создана не для разового опьянения эффектом. Об этом говорят  Упанишады, предостерегая практикующего от восторженного упоения возникающими в процессе практики «удивительными» способностями (сиддхами). Образно говоря, увлекаясь новыми возможностями человек становиться  «властелином и заложником кольца» и приобретает еще большие ограничения…

На конференции в Майсоре 2012 года Шарат Джойс рассказал как на протяжении трех лет он не получал от учителя ни одной новой позы. Каждый день он приходил и практиковал с Гуруджи «одну-и-ту-же» йогу, не получая ни одной новой позы. И только спустя 3 года учитель дал ему новую асану. «Ответ всегда лежит внутри асаны». Если тело сопротивляется, то и ум будет сопротивляться, он будет там, где есть боль. И лишь монотонная практика способна изменить и расслабить тело и ум.

В нашем минском фитнес клубе инструктора по йоге никогда не повторяют одно и то же занятие. Клиенты требуют новизны. К монотонности мы быстро теряем интерес. А Новизна такой же крючок для разума как и многие другие наши привычки.

Чтобы лететь к солнцу, нужны более надежные крылья, чем Икаровы крылья из воска.

Аштанга значит восемь. В йоге Патанджали восемь ступеней. Все ступени должны постигаться последовательно: не освоив яму, нельзя постичь асану, без правильной асаны, малоэффективна пранаяма. Невозможно практиковать дхьяну, если ум блуждает и не способен контролировать чувства, нельзя практиковать только пранаяму (которая активно воздействует и изменяет ум), если не стабильно и слабо физическое тело.

В АВЙ переход на следующую ступень йоги начинается уже на предыдущей ступени. Например, требование АВЙ сохранять концентрацию взгляда на определенной точке (дришти) – это дхарана, дыхание во время выполнения асан — это и пранаяма и концентрация и т.д. Не сразу удается с легкостью выполнять одновременно несколько действий: дышать удджайи, выполнять асаны, концентрировать взгляд на одной точке, перестать думать о том что может быть стоит подойти руками ближе к ногам в собаке, удерживать и отпускать бандхи (замки) и т.д… В возрастной психологии есть такое понятие как «зона ближайшего развития». Смысл зоны ближайшего развития в том, что если вы хотите, чтобы ребенок продолжал развиваться, то при освоении простейших освоенных знаний, подкидывайте ему задачу более высокого уровня. «Только то обучение действенно, которое идет впереди развития», — писал Л.С. Выготский. Обучение, которое идет впереди развития «пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития».

В самой методике аштанга виньяса йоги существует три правила:

  1. Регулярность
  2. Постепенность
  3. Корректность

Если отдельно коснуться регулярности, то становится очевидным, что аштанга виньяса йога – это крайне требовательная практика. Вы должны практиковать КАЖДЫЙ день с перерывом на один выходной  день (свободный от практики).

Не практикуют АВЙ в следующие дни:

  • Лунные дни (новолуние и полнолуние)
  • Дни во время менструации

Ахимса и Тапас: баланс противоположностей или бессильная сила.

При столь активной практике необходимо соблюдать баланс между ахимсой (ненасилием) и тапасом («горением» или рвением к практике).

Крайность ахимсы — ничегонеделание. Крайность тапаса — взрыв и перелом.

АВЙ это «балансирование» на грани, где нет насилия, но, где требуется много силы. Неизменная последовательность асан в АВЙ способна принести устойчивость и спокойствие, которое распространяется и за пределами коврика. Изо дня в день, практикуя монотонную, но требовательную последовательность асан, мы сталкиваемся с пределами своего тела, иногда с беспомощностью и злостью, от того, что так сложно оторвать собственные ягодицы от коврика, чтобы выполнить проброс назад, с раздражением от того, что нельзя «проскочить эту ужасную черепаху» и поскорее добраться до халасаны. Тысячи мыслей, страхов, удовольствий пролетают за 5 дыханий, на протяжении которых мы находимся в асане. Задача ритмичного дыхания, счета и точки, куда устремлен наш взгляд — остановить этот поток мыслей и пребывать в балансе позы и ее единстве со всем телом.

Баланс позволяет нам пребывать в точке, где нет ограничений и споров нашего дуального (двойственного) ума. Мы все делим на крайности: рождение и смерть, удовольствие и боль, хорошо и плохо. Не по этой ли причине балансовые позы легче даются тогда, когда мы вообще перестаем думать о крушении или супер выполнении позы?

 Основные принципы АВЙ:

  1. Асана
  2. Дыхание
  3. Дришти
  4. Бандхи

Практика, исходя из этих принципов позволяет создать единство движения, дыхания и направленности ума.

 Противопоказания:

Аштанга виньяса йогой нельзя заниматься в следующих случаях:

  • Онкологические заболевания[1]
  • Плохое самочувствие, связанное с болезнью (температура, период реабилитации после перенесенных операций и т.д.)
  • Беременность (исключение составляет практика под присмотром опытного преподавателя и, если сама практика выглядит не в виде серий, а вы модернизируете последовательность, например, исключаете ряд поз, не поднимаете руки вверх в ряде поз, но сохраняете основные принципы АВЙ)

Серии.

Аштанга виняса йогу делят на серии. В некоторых школах классическую первую серию также разделяют на более простые последовательности для того, чтобы каждый, вне зависимости от возраста, здоровья и наличия спортивного прошлого мог освоить это мощное направление йоги. В каждой серии есть определенный набор и последовательность поз, которую многие осваивают годами: за джану ширшасаной всегда следует маричиасана, за маричиасаной — навасана и т.д. Это тренирует устойчивость, терпение и отказ от желания продвинуться для цели, а не ради самого процесса. Когда каждая асана станет устойчивой и свободной в своем выполнении, это будет означать что ум спокоен, а тело подчинено.

АВЙ принято делить на серии:

  1. Первая (Начальная) серия
  2. Вторая (Средняя) серия
  3. Третья (Продвинутая) серия

Первую серию аштанга йоги называют Йога Чикитса – (Оздоровительная йога).

Задача начальной серии научить студента соединять дыхание с движением и бандхами. Начальная серия хорошо вытягивает заднюю поверхность тела и «заземляет».

Вторую серию называют Нади Шодхана (Очищающая)

Третью серию называют Стхира Бхага (дословно это переводиться как наделяющая устойчивостью)

(незаконченная статья)



[1] Практикуя аштанга йогу мы ускоряем многие процессы, протекающие в организме. Психосоматически, рак — это перевернутые на себя реакции своего же ума (и тела), отраженные в материальном теле. Без осознания причин, почему клетки своего же организма  становятся эгоцентричными и начинают борьбу со своим же создателем-телом, нарушая законы клеточного взаимодействия и собственной дхармы, физическая практика йоги противопоказана.