Уттанасана: смирение перед высшим.

Уттанасана: наклон вниз из положения стоя.

Наклон вниз из положения стоя

Уттанасана: наклон вниз из положения стоя.

Говорят, учитель Кришнамачарья ставил только одно условия практикующим: признавать некую силу, которая больше чем они сами.

«Подумайте о Боге. Если не о Боге, то о Солнце. Если не о Солнце, то о своих родителях».

Кришнамачарья

Многие практикующие, как впрочем и я сама иногда, испытывают желание повторить возможности своих коллег. Мы думаем, что сесть в позу лотоса (Падмасану) или Маричиасану D — это так круто! Увлекшись, мы забываем о том, что нашему телу или суставам, абсолютно все равно ,что мы думаем по этому поводу. У мышц и суставов есть анатомические и физиологические пределы вращения, растягивания, разгибания…

Почему я все это пишу в статье про казалось бы банальный наклон вперед? Ведь только дряхлый старик не поднимет карандаша с пола (если он не йог :). Но, если Вам за 40, то вероятность того, что Вы испытали весь комплекс ощущений — «наклониться наклонился, а разогнуться не смог» достаточно велика.

На занятиях многие из практикующих не хотят признавать, что их мышцы и суставы не готовы выполнять полноценный наклон. Конечно, ссутулив спину и подсогнув колени, мы сможем создать имитацию Уттанасаны. Но будет ли это йогой?

В йоге есть принцип, который называется «Ишвара пранидхана». Многие понимают этот принцип как необходимость поклонения некому божеству (Ишваре). Гита Айенгар пишет, что Ишвара пранидхана — это преданность или покорность Богу.

«Оставаться безучастным и все свои действия посвящать Богу — это истинная преданность. Освободившись от желаний, ищущий достигает единения с Богом»

Г.Айенгар

Но, вспомнив слова Кришнамачарьи, мне кажется, что Ишвара пранидхана имеет более широкую трактовку. В йоге мы испытываем смирение перед Высшим. В санкхье все есть Бог или проявление Высшего.  Это также значит смирение и перед гравитацией — ведь мы не можем летать. Смирение перед возможностями нашего тела и углом вращения в тазобедренных суставах. Смирение перед способностью мышц бедра удлиниться настолько, чтобы мы смогли захватить себя за щиколотки или пальцы ног.

Уттанасана как никакая другая поза заставляет нас впервые испытать смирение уже при выполнении Сурья Намаскар. Даже по форме она напоминает поклон.

Дословно Уттанасана переводиться как поза интенсивного вытягивания.

Для освоения асаны нужна постепенность.

  1. Ардха уттанасанаНачните с неглубокого наклона вперед, активно работая стопами и осознавая их «полноценный» контакт с ковриком. Поставьте руки на пояс и затем, проворачиваясь в тазобедренных суставах наклонитесь вперед до уровня, когда корпус станет параллелен  полу. Зафиксируйте взгляд на больших пальцах ног. Останьтесь в этом положении на 5 дыханий. Затем, создайте уддияна бандху — подтяните пупок к позвоночнику и немного вверх, так, мы убережем поясницу от травмы при подъеме наверх.
  2. В следующем варианте пробуйте опуститься ниже. Руки поставьте на бедра или над коленом, развернув локти в стороны (это поможет «не ронять» грудь»). Следите, что вы не перерасгибаете колени назад: прижимайте подушечку под большим пальцем ноги, внутренний и внешний края пятки. Теперь толкните плечи назад, достаньте голову из плеч и потянитесь подбородком немного вперед.
  3. Наклон вниз из положения стоя

    Наклон вниз из положения стоя

    Если вы чувствуете, что можете идти дальше, — перенесите руки на голени. Старайтесь уложить живот на бедра, но при этом взгляд направьте на большие пальцы ног, а спину не округляйте.