Заземленность.

рукиБыть заземленным — означает находиться в соприкосновении с реальностью. В нашем языке эти два значения синонимичны. Мы часто говорим, что человек, полностью соприкасающийся с реальностью, «твердо стоит ногами на земле» или что он хорошо заземлен. Из этого следует, что, когда человек заземлен, он больше не живет иллюзиями. Ему они больше не нужны. С другой стороны, человек, цепляющийся за свои иллюзии, независимо от того, нуждается он в них или нет, удерживает себя в облаках и не дает себе опуститься на землю.

Однако, каковы бы ни были сопутствующие обстоятельства, заземлить человека — непростая задача. На пути ее выполнения стоят глубокие тревоги и беспокойства.

Существует еще одно беспокойство — беспокойство, когда мы стоим на собственных ногах. И дело даже не в том, что мы боимся стоять на них, а в том, что настоящая независимость означает быть в одиночестве. Страх одиночества я бы назвал самым большим беспокойством нашего времени. Действительно, никто не хочет быть один. По своей природе мы социальные существа, но в некоторых людях страх одиночества достигает иррациональных размеров. Из-за этого страха они готовы пройти любые расстояния, только бы достичь комфорта. Они откажутся от своей индивидуальности из-за страха, ошибочно полагая, что человек, являющийся настоящей личностью, осмеливающийся быть самим собой и противостоять другим, будет отвергнут и изгнан. Такой страх порождает массовое общество, с его массовыми средствами информации, массовыми развлечениями и т.д.

А.Лоуэн «Депрессия и тело»

Читала пару лет назад биографию Марии Луизы фон Саломе. Эта женщина стала прообразом Заратустры Ницше. В переписке с поэтом Рильке, Луиза Саломе, в то время уже практикующая психоанализ, пишет ему, находящемуся в творческом кризисе, о том, что иногда, в процессе психотерапии вместе с демонами уходят и ангелы.

Теперь про психотерапевтов: по моему убеждению, писатели, художники, практикующие психотерапевты и «учителя» йоги, а также ряд других людей, чья деятельность направлена от собственного одиночества к «живому другому» — это люди, личная жизнь которых наполнена «демонами». Умные психоаналитики придумали обязательное правило для обучающихся работать с людьми — проходить обязательный личный психоанализ. На протяжении почти всей своей жизни психоаналитики и  психотерапевты некоторых других направлений, проходят личную психотерапию. Цель личной психотерапии —  отличать своих демонов от клиентских …

Нужность демонического в натуре человека — в тех страданиях, в призме которых мир видится острее, а слепые пятна собственной натуры, заставляют реагировать на схожие проявления в Другом. Ряд картин, постановок, литературных произведений под впечатление от которых мы попадаем, всего лишь цепляют нашу некую «душевную царапину и рану».

И сплетаясь такими схожими царапинами люди вступают в отношения. И создаются зависимо-созависимые семьи и растет количество браков и разводов и множится количество мужчин и женщин, верящих, что интернет и идеализированный образ кого-то на сайте знакомств — это и есть реальная жизнь…

Получается, что некоторое подобие психического здоровья и здоровых отношений — это истребление в себе демонического. Зачастую, эта золотая середина приводит как раз не к ангельскому, а… к земному. Приведу пример с раной. Порезал палец ножом — рана затянулась, а рубчик из соединительной ткани остался. И нет в этом рубчике уже той «оригинальной» ткани… но, — не болит, не кровит и не чешется.

Психических демонов сложно истребить в себе одним волевым решением. Психологические проблемы вырастают не на пустой почве. У кого-то не было отца, когда он был нужен. У кого-то мать работала больше, чем могла уделять внимание ребенку. У кого-то все близкие люди, которые, вроде как бы должны были тебя любить, — отсутствовали. А кто-то перенес сильное горе в одиночку. Кто-то был лишь ареной для родительских ссор и разборок, а к кому-то относились лишь как к вещи, а не к живому человеку, имеющему право на свои собственные желания и интересы…

Часто психические демоны крайне настойчивы даже в процессе психотерапии: уходит один, его заменяет другой. Человек как будто держится за них. Например, алкогольную зависимость может сменить секс-аддикция или игромания. На смену депрессии может прийти лютая ярость и гнев. Бронхиальную астму сменят панические атаки. На днях, видела как мой, еще не умеющий стоять ребенок, стоит, «держась» за пустую коробку от термоса, которую сам же и держит, поняла, что нельзя отбирать у человека симптом, не дав ему взамен что-то, за что можно держаться.

А еще про демоническое хочется сказать вот что. Бесит меня эта современная тенденция выставлять напоказ демоническую часть себя как некую особо ценную историю своей жизни. Леди Гага мол употребляла и поэтому она эдаки истерично загадочная и известная. Некоторые преподаватели кундалини йоги, кажется, даже с гордостью заявляют, что были наркоманами, исцелившимися через кундалини йогу… пипл, а может это просто один симптом сменил другой, один демон ушел, а пришел следующий? Когда человек свободен от демонов он пуст. Ему не нужно компенсировать что-то чем-то. Он заземлен. Он спокоен. Он труп. Как в шавасане. Вы никогда не задумывались, почему йога класс заканчивается шавасаной (позой мертвеца)?

Один из способов снять избыточное напряжение, связанное со стрессами, — через движение. Практика Сурья намаскар перед началом любого класса йоги — обязательна. Таким потоком движения мы снимаем то напряжение, с которым пришли в класс. «Когда мы заземляем электричество, мы обеспечиваем разряду выход его энергии. В человеке заземление также служит для выхода или разряда телесного возбуждения». Избыток энергии живого организма постоянно разряжается либо через движения либо через сексуальную энергию.

Теперь еще один литературный пример, о котором пишет И.Губерман:
«Проснувшись как то … все они лежали после вчерашнего дешевого портвейна. И один вдруг громко вопросил в пространсвто, почему это с похмелья утром хер навытяжку стоит. Как ананас. И двое засмеялись… а один сказал негромко:
— А русские цари очень любили ананасы…
Тут они от неожиданности затихли, а студент свою лекцию продолжил:
— В теплицах им выращивали ананасы. А когда плод созревал, то садовник, перед тем как его срезать, сильно подрубал топором у основания тот ствол, на котором выросли и плод и листья. И тогда, свои последние все соки, словно чувствуя, что погибает, этот ствол мгновенно посылал в созревший плод…
Тут говоривший замолчал, и кто-то из троих его спросил недоуменно:
— А при чем тут хер наш оттопыренный?
Не поворачивая голову сосед  спокойно пояснил:
— А с похмелья организму кажется, что он умирает.»

И грусть меня одолевает порой, что здоровые отношения — это спокойные, ровные, порой неинтересные и кажущиеся занудными отношения (познавательный интерес то исчерпан еще в конфетно-букетном периоде) где больше ты не понимаешь Достоевского и не плачешь от Верди…

Резюмирую все тем же Губерманом:
Я жив: я весел и грущу,
я сон едой перемежаю,
и душу в мыслях полощу,
и чувством разум освежаю.