Не было бы счастья да несчастье помогло.

IMG_1908_monkey

Индийский эпос можно хорошо описать русской пословицей «нет худа без добра». В индуизме нет ярко выраженного добра или зла. Добро не всегда такое уж и доброе исходя из нашей морали, а зло не такое уж и злое. Например, часть демонов-ракшасов из индийского эпоса «Рамаяна» выбрали сражаться на стороне добра, а многие «добрые» боги или мудрецы-риши проклинают своих супругов, или подвернувшихся под руку царей. Но это на первый профанный взгляд. Все является проявлениями Вселенной, а значит, имеет право на существование. Но за каждым поступком следует долгая кармическая история или божественная игра «лила».

«В битве при Курукшетре не было ни победителей, ни побежденных — не было и не могло быть: ведь добро и зло суть одно, добрый поступок порождает злое деяние и наоборот, поэтому в конфликте нет ни абсолютно правых, ни безусловно виноватых. Пандавы и кауравы — две стороны одной медали, два равноправных и равнозначных проявления феномена «единой нерушимой целостности» — сущности индийской мифопоэтической традиции».

Гринцер П.А. (исследователь литературы древней Индии)

Анджанеей называют Ханумана, бога обезьян и преданного друга Рамы. В Рамаяне Хануман описан не только как сильный воин, но и как преданный друг, чье сердце наполнено любовью и долгом. Ханумана называют Анджанеей, по имени его матери Анджани, которая, как и мать Гаруды, была освобождена сыном, выполняющим сыновий долг.

В Анджанеасане грудная клетка раскрыта, а область сердца направлена вперед. За счет вытянутости области живота, дыхание в анджанеасане — грудное.

Фрески Большой Королевский Дворец (Бангкок)Согласно философии санкхьи человек — это отражение Вселенной. Первоэлементы, из которых зародилась Вселенная присутствуют и в человеке. Такими первоэлементами являются эфир (пространство), воздух, огонь, вода и земля. Если рассмотреть тело как отражение макрокосма, то символичным местом обитания Ханумана в теле человека является анахата — сердце, которое также является вместилищем воздуха и центром праны. Поэтому Хануман, сын бога ветра, с легкостью летает или перепрыгивает через океаны, наполняется силой, способной вырвать горы. Аюрведа также связывает подвижность воздуха с чувством осязания, поэтому Хануман покрыт шерстью, обозначающую его высокую чувствительность и, даже чуткость к чужим переживаниям.

Хануман, Равана, Рама и Сита — герои известного индийского эпоса Рамаяны, очень почитаемого не только на территориии Индии, но и в других странах Азии: Тайланде, Индонезии, Камбодже. Меня всегда удивляло, почему при наличии такого большого и разнообразного пантеона божеств, в храмах чаще всего можно встретить либо обезьяннего бога Ханумана, либо слоноголового бога Ганешу. Например, во множестве строений Большого Королевского Дворца в Бангкоке стены расписаны прекрасными фресками-историями из Рамаяны. А на Бали и на Шри-Ланке (острове, на котором, жил демон Равана) обезьяны настолько почитаемы, что им позволительно разгуливать по улицам, да и сами улицы могут так и называться «monkey street», т.е. «улица обезьян». Я нашла себе такое объяснение.

Ракшас Равана (фрески Большого Королевского Дворца. Бангкок)

Ракшас Равана (фрески Большого Королевского Дворца. Бангкок)

В поздней версии Рамаяны, Рама, после долгих лет войны, удалился на небеса, захватив с собой других воинов-обезьян, а сострадающий Хануман, попросил остаться на Земле.

«Достучаться» до Ханумана, верящим в него, наверное, легче.

Интересно, что в Махабхарате говорится, что и ракшасы-демоны (из которых был Равана) и обезьяны, имеют одного общего предка (Пуластью). Эта двойственность добра и зла особенно отчетливо проявляется в индуистской культуре о.Бали. Ведь без демонов, боги не могли бы проявлять свою добродетель. Когда белое не уровновешивается черным, нет эволюции, нет развития. Этот принцип хорошо изображен в круге инь-ян.

IMG_2229_miniТехника выполнения позы лунного серпа или Анджанеасаны.

  1. Сделайте широкий выпад ногой вперед. Согните колено и разместите его над пяткой. Задняя нога «смотрит» коленом в пол.
  2. Поставьте руки на поясницу по сторонам от позвоночного столба. Это предохранит поясницу от чрезмерного прогиба назад. Ягодицы мягко направляйте в пол.
  3. Раскройте грудную клетку, взгляд направьте вверх. Старайтесь вытягиваться по задней поверхности шеи. АнджанеасанаПлечи мягко опскайте вниз.
  4. Сохраняя равномерное вытяжение в поясничном и грудном отделах, соедините ладони за спиной в замок и еще больше раскройте грудную клетку.