О молчании и речи.

Упавишта конасана
В индийской мифологии говорится, что когда-то давно, во времена золотого века, когда не было пороков, людям не нужна была речь. Они «общались» на парамани — телепатической речи, понимая друг друга без слов.
Потом появились пороки и ложь. И они перестали понимать друг друга без слов, спрятав намерения и погрузив свои мысли за ширму слов. 
Психотерапия использует слова. Рассказав и заново пережив некое событие человек очищается и оставляет его там и тогда. Он перестает чувствовать необходимость завершить то давнее болезненное для него переживание, попадая в него снова и снова… Но я видела психотерапию без слов. Когда болезненное переживание было до того, как ребенок научился разговаривать, а значит, передать его словами, когда его затапливают чувства, он не может…
Говорящим остается тело. Оно никогда не врет. Тело — это остатки парамани.
«… пациент говорит о своих чувствах, но на самом деле чувства его молчат. /../ И до сих пор мы склонны подпадать под магию слов, — мол, «если проговорить проблему, ее не станет». На мой взгляд, все гораздо сложнее. Слова мы очень часто используем вовсе не для того, чтобы разобраться в проблеме. Напротив, нам кажется, что, пока мы говорим о чем-то тревожащем нас, мы в безопасности. Так происходит потому, что процесс «проговаривания» проблемы как бы освобождает нас от необходимости «включать» чувства, от необходимости действовать. С одной стороны, слова иногда, — подчеркну, иногда, — являются полезной, эффективной заменой действия, но, с другой стороны, слова блокируют наши жизненные силы. Чаще же слова попросту замещают чувства, и саму жизнь сквозь вязь умных слов уже и не разглядишь.
На слова полагаться опасно и в том смысле, что очень часто правды о человеке они не содержат. Люди лгут, и лгут осознанно. А вот на уровне телесном, на языке тела не солжешь, сама попытка спрятать чувства выдаст человека. В своей практике я не часто сталкивался с намеренной ложью пациента, но все же бывало и такое. Но чаще всего дело обстоит так: человек говорит неправду, искренне считая ее правдой, и только его телесные сигналы, будучи в диссонансе со словами, разоблачают эту ложь. Ложь непреднамеренная нужна чтобы возвести вокруг себя словесную защиту, — чтобы успокоить себя, чтобы чувстовать некоторую безопасность». А.Лоуэн