Точка сборки.

IMG_0077Асана — это некое геометрическое расположение тела в пространстве.  Если наполнить асану дыханием и добавить бандхи и концентрацию, то асана становится янтрой — геометрическим узором, способным сохранить и преумножить энергию.

Мышечная энергия знакома нам больше. На собственных ощущениях пожно познать, что как только асана становится неудобной и дышать в ней невозможно, то и в мышцах, как будто что-то станет тормозить и буксовать.

Если же дойти до точки, где мышцы только собираются воспротивиться и продышать эту точку, то вы обнаружите новые горизонты.

Иногда, когда я удерживаю человека в пашчимоттанасане, и нам удается подышать вместе, я чувствую, как под моими руками человек как будто размягчается. Как масло. А ведь еще минуту назад он был жестким и несгибаемым.

Внимательность к дыханию позволяет обнаружить силу взаимосвязей в организме. В силовых позах — дыхание позволит вам стать сильнее, в гибкостных — мягче, во всех — сконцентрированней.

Иногда, можно помочь телу и уму перевести концентрацию на некую область, где ваше сознание обнаруживает блок — некую трудно проходимую точку, которая не позволяет двинуться дальше. Например, можно расположить ладонь на той части, которую вам сейчас надо «продышать», остановить или расслабить.

Я часто прошу группу ставить пальцы над бровями и раздвигать морщинку серьезности над переносицей. В этой области много воли, страха и насилия.

Страх часто заставляет планировать еще несуществующее будущее, чтобы перепланировать его так, чтобы боли или потерь не было. С одной стороны, — это хорошо. Если бы у нас не было такой способности, нас бы уже давно кто-нибудь съел. Но если человек тревожен в силу склада характера или полученного дурного опыта, — он все время будет перепланировать это свое воображаемое «страшное» будущее. Грусть в том, что как только наступает «светлый перепланированный участок будущего», такой человек уже беспокоится за следующий участок, так и не впитав ощущения спокойного настоящего. А ведь наш мозг тренируем — если некие его структуры не подкреплять позитивными переживаниями, то он все время будет думать о плохом и выискивать плохое. И даже создавать это пугающее плохое.

В эзотерической литературе точка между бровями соответствует третьему глазу — аджне, развитие которой способствует ясновидению и интуиции, которые, собственно, тоже предназначены для «предвидения будущего». Разница, на мой взгляд, в том, что понимание некой предстоящей проблемы не вызывает желание ее избежать саму по себе. Как писал великий Патанджали «наступившая карма должна быть испытана в полном объеме».  Но если изменить собственное сознание, некую точку сборки, то получится как в анекдоте: «энурез не прошел, но теперь меня это радует».

В соответствии с законом кармы настоящее страдание — то, которое уже наступило, не может быть отброшено в сторону. Оно должно быть прекращено только через его испытание. Но можно избежать будущую боль и несчастье. Например, на урожай, который вы убираете, вы не можете повлиять, но вы можете внести изменения в следующий урожай с помощью замены семян и изменения других условий.

Йога-сутра Патанджали. Комментарии Свами Сатьянаннды Сарасвати.

Например, если женщина страдает от того, что ее партнеры уходят от нее всякий раз, и это причиняет ей боль, то более логичным было бы найти причину того, зачем ей самой надо находить таких партнеров, которые будут от нее уходить. Зачем ей все время надо проращивать семена этой кармы. Ведь намного легче распознать из какого мешка сеешь, чем просто надеяться, что в следующий раз прорастет нечто новое из старого мешка. С этими задачами хорошо сравляется психотерапия.

Йога работает через тело. Например, если в паривритта триконасане, вы все время роняете бедро и перестаете дышать, то есть смысл найти точку поломки, приблизиться к ней и тщательно изучить, продышать.

Роняя таз — вы облегчаете ногам их участь в вытягивании и заземлении.  Вы пытаетесь избежать страдания нахождения в позе (боли в мышцах ног). Но это лишь принесёт новое страдание  т.к. вместо улучшения гибкости мышц ног, вы «ломаете» крестцовые связки или поясницу. Постепенный подход к полной геометрической фигуре — асане, учит вас терпению и способности достигать. С каждым годом этих качеств становится все меньше: ведь уровень развития цивилизации учит нас нетерпению: найти все можно мгновенно в Google (а не доехав до библиотеки), договориться в сети, услышать тотчас же по телефону, заказать и привезут…

IMG_0076_описаниеДобавьте точку сборки. Начните с вдумчивого выполнения паривритта триконасаны:

  1. Шагните левой ногой вперед и разместите стопы как на лыжне.
  2. Заземлите заднюю (правую) ногу, толкая пяткой пол и чувствуя удлинение и стабильность в задней ноге.
  3. Поставьте ладони на пол, а если не достаете до пола — на два кубика или сиденье стула.
  4. Начните выравнивать таз. Ваша задача, чтобы левая и правая ягодицы стали на один уровень.
  5. Поставьте левую руку на крестец, а правую на пол или кубик. Сначала почувствуйте тепло от вашей руки, стабильность крестца и устойчивость всего положения. Затем, создайте левой ладонью направление движения таза назад, как будто вы вытягиваете себя из таза.
  6. Оттолкнитесь нижней рукой от пола, создавая стабильность в верхней части корпуса. Начните отводить, раскрывать верхнее плечо назад. Это движение создаст ротацию в грудном отделе. Представьте, что вам надо прижать обе лопатки к некой стене позади вас. Скручиванию в грудной клетке поможет направление взгляда: направьте взгляд по возможности вверх.
  7. Старайтесь не крутить тело в поясничном отделе и схранять таз ровным, а живот вытянутым и дышащим.